Новости компанииО новых кодах ОКВЭД

29 августа 2016

Указание кодов при совершении регистрационных действий

Изменения, о которых сказано в информации ФНС, изложены в Приказе ФНС РФ от 25.05.2016 № ММВ-7-14/333@, вступившем в силу 28.06.2016. В нем приведены поправки, вносимые в формы документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, ИП и крестьянских (фермерских) хозяйств, утвержденные Приказом ФНС РФ от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@. Во всех формах, которые организации и ИП подают в регистрирующий орган, коды ОК 029‑2001 (КДЕС Ред. 1) (далее – ОКВЭД 2001) заменены на коды ОКВЭД 2.

Имеющиеся на 11 июля 2016 года сведения о видах экономической деятельности будут приведены в соответствие с ОКВЭД 2 автоматически с учетом переходных ключей, которые были разработаны Минэкономразвития (см. Письмо от 09.02.2016 № Д28и-221). Приведем фрагмент переходных ключей.

Новый ОКВЭД был введен в действие с 01.02.2014 с установлением переходного периода и отменой прежнего классификатора с 2015 года. Однако впоследствии переходный период дважды продлевался. Несмотря на то, что прежний ОКВЭД будет отменен с 01.01.2017, ФНС предполагает использование кодов по новому ОКВЭД уже с середины 2016 года.

ОКВЭД 2

ОКВЭД 2001

Код группировки

Наименование группировки

Код группировки

Наименование группировки

68.32

Управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе

70.32

Управление недвижимым имуществом

68.32.1

Управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе

70.32.1

Управление эксплуатацией жилого фонда

68.32.2

Управление эксплуатацией нежилого фонда за вознаграждение или на договорной основе

70.32.2

Управление эксплуатацией нежилого фонда

Если вовремя не добавлять коды ОКВЭД…

Согласно ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129‑ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в течение трех рабочих дней с момента изменения кода ОКВЭД юридическое лицо и ИП обязаны сообщить об этом в регистрирующий орган по месту нахождения. Первый вопрос, которые беспокоит организации и ИП: какие негативные последствия их ждут, если коды фактически осуществляемой деятельности не будут заявлены?

Во-первых, должностным лицам грозит административная ответственность по ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ за непредставление сведений (штраф в размере от 5 000 до 10 000 руб.) и по ч. 3 той же статьи за несвоевременное представление сведений (предупреждение или штраф в размере 5 000 руб.).

Во-вторых, ИП, применяющий УСНО и осуществляющий виды деятельности, не соответствующие заявленным в реестрах кодам ОКВЭД, несет риски налогообложения таких видов деятельности по общей системе налогообложения (с начислением НДФЛ, НДС). К примеру, из писем Минфина РФ от 27.04.2016 № 03‑11‑11/24293, от 18.04.2016 № 03‑11‑11/22134 следует, что доходы от реализации недвижимого имущества подлежат обложению НДФЛ предпринимателем, применяющим УСНО, если ИП не указывал при регистрации вид деятельности, связанный с продажей недвижимого имущества (см. также Постановление АС СКО от 22.01.2016 № Ф08-9920/2015).

Коды ОКВЭД и тарифы страховых взносов

На страницах журнала был подробно рассмотрен порядок применения пониженных тарифов страховых взносов организациями, осуществляющими деятельность по управлению недвижимым имуществом[1]. Кроме того, осуществляемый вид деятельности влияет на выбор класса профессионального риска, обусловливающего размер тарифа страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Постановлением Правительства РФ от 17.06.2016 № 551 внесены изменения в п. 13 Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска. Они вступят в силу 01.01.2017.

 

Действующая редакция

Редакция, актуальная с 01.01.2017

Если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, не подтверждает основной вид экономической деятельности, он подлежит отнесению к основному виду экономической деятельности, который имеет наиболее высокий класс профессионального риска из осуществляемых им видов экономической деятельности

Если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, не подтверждает основной вид экономической деятельности, такой страхователь в соответствующем году подлежит отнесению к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска по виду экономической деятельности в соответствии с кодами ОКВЭД, указанными в отношении этого страхователя в ЕГРЮЛ

Как видим, с 2017 года в нормативном акте будет прямо предусмотрено право чиновников, не получивших от организации подтверждение вида деятельности, посчитать страховые взносы на основании формальных сведений из ЕГРЮЛ. Обратим внимание, что они всегда действовали именно так, однако в суде страхователи отстаивали другую позицию: нельзя начислить взносы по классу риска, соответствующему виду деятельности, который фактически не осуществлялся (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 05.07.2011 № 14943/10[2]). Вместе с тем стоит учитывать, что Президиум ВАС рассматривал дело применительно к правоотношениям, возникшим до 2011 года, когда стала обязательной актуализация информации о кодах ОКВЭД в реестрах. С 2017 года подход чиновников, невыгодный страхователям, будет закреплен на нормативном уровне. Поэтому нужно внимательно следить за занесенными в ЕГРЮЛ кодами ОКВЭД, а также вовремя направлять в ФСС подтверждение вида осуществляемой экономической деятельности (см. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 31.01.2006 № 55).

Об ОКУН и БСО

Одним из вопросов, интересующих УК, является правомерность оформления БСО при приеме наличных денежных средств от клиентов в оплату услуг вместо применения ККТ. В настоящее время на этот вопрос нужно отвечать утвердительно: УК может выдавать покупателям БСО вместо чека ККТ. Обоснование базируется на следующих положениях:

  • организации и ИП могут осуществлять наличные денежные расчеты без применения ККТ в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих БСО (ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54‑ФЗ);
  • определить, относятся ли оказываемые услуги к услугам, предоставляемым населению, следует, опираясь на Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002‑93 (см. Письмо Минфина РФ от 22.05.2014 № 03‑01‑15/24495);
  • в ОКУН названы жилищные услуги (код 041100) и коммунальные услуги (код 042000).

В связи с введением в действие ОКВЭД 2 ОКУН утрачивает силу (см. Приказ Росстандарта от 31.01.2014 № 14‑ст). Поэтому возникает вопрос: на основании какого акта нужно устанавливать, вправе ли организация выдавать БСО вместо чека ККТ?

28.06.2016 вступил в силу Приказ Росстата от 23.05.2016 № 244 «Об утверждении собирательных классификационных группировок «Платные услуги населению» на основе Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД 2) ОК 029‑2014 (КДЕС Ред. 2) и «Платные услуги населению» на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) ОК 034‑2014 (КПЕС 2008)». В тексте самого приказа отмечено, что группировки используются для целей формирования официальной статистической информации об объеме платных услуг, оказываемых населению.

За неимением другого источника и в отсутствие официальных разъяснений представляется логичным использовать данный приказ Росстата в целях установления права организации отказаться от применения ККТ в пользу оформления БСО. Приведем фрагмент из названного нормативного документа.

 

Иноаспектная группировка ОКВЭД 2

Наименование иноаспектной группировки

Коды ОКВЭД 2

Наименование группировки ОКВЭД 2

81.10.01

Жилищные услуги

68.32.1

Управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе

81.10

Деятельность по комплексному обслуживанию помещений

81.21.1

Деятельность по уборке квартир и частных домов

81.22

Деятельность по чистке и уборке жилых зданий и нежилых помещений прочая

81.29.2

Подметание улиц и уборка снега

35.30.01

Коммунальные услуги

35.13

Распределение электроэнергии

35.14

Торговля электроэнергией

35.22

Распределение газообразного топлива по газораспределительным сетям

35.23

Торговля газообразным топливом, подаваемым по газораспределительным сетям

35.30.3

Распределение пара и горячей воды (тепловой энергии)

35.30.4

Обеспечение работоспособности котельных

35.30.5

Обеспечение работоспособности тепловых сетей

35.30.6

Торговля паром и горячей водой (тепловой энергией)

35.30.14

Производство пара и горячей воды (тепловой энергии)

36.00.2

Распределение воды для питьевых и промышленных нужд

37.00

Сбор и обработка сточных вод

38.11

Сбор неопасных отходов

38.32

Утилизация отсортированных материалов

47.78.6

Торговля розничная бытовым жидким котельным топливом, газом в баллонах, углем, древесным топливом, топливным торфом в специализированных магазинах

Особое внимание следует обратить на законопроект № 968690‑6, который был принят Государственной Думой в третьем чтении 14.06.2016. Он полностью меняет всю систему использования ККТ и выдачи БСО. Компаниям, которые будут вести наличные расчеты и впредь, следует ознакомиться с ним подробно, а пока лишь отметим, что в ч. 8 ст. 7 данного законопроекта сформулированы переходные положения, актуальные для управляющих организаций.

Организации и индивидуальные предприниматели, выполняющие работы, оказывающие услуги населению, вправе не применять контрольно-кассовую технику при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности в порядке, установленном Федеральным законом от 22.05.2003 № 54‑ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего федерального закона), до 1 июля 2018 года.

Таким образом, сделанные выводы о праве выдавать БСО вместо чеков ККТ останутся справедливыми еще два года.

* * *

С 2011 года организации и ИП обязаны в кратчайшие сроки сообщать регистрирующему органу об изменении видов осуществляемой деятельности (актуализировать информацию о кодах ОКВЭД, указанных в едином государственном реестре). Наличие в реестре (и в некоторых случаях подтверждение) реальных кодов позволит должностным лицам избежать административной ответственности, оптимизировать налоговые обязательства ИП, сэкономить на страховых взносах на обязательное страхование при определенных условиях, применять БСО вместо использования ККТ. Поэтому данный вопрос нельзя упускать из виду.


[1] См. статью С. Н. Козыревой «Применение пониженных тарифов страховых взносов при УСНО» (№ 4, 2016).

[2] Более подробно читайте об этом в статье Н. Н. Максимовой «О виде деятельности и тарифах страховых взносов» (№ 2, 2015).

Дмитрий Дурново

Главный редактор издательства «Аюдар Пресс»

Источник www.klerk.ru